Электровелосипеды - что это?

Главная / Новости /Электровелосипеды - что это?
« Назад

Электровелосипеды - что это? 13.01.2014 21:07

Электровелосипеды.
Часть первая.
Электровелосипед — что это, зачем это, и чем он хорош как вид транспорта?
Как следует из названия — электровелосипед, это велосипед приводимый в движение не только мускульной силой ездока, но и движущей силой электричества. Электромотор, расположенный во втулке колеса или каретке педального привода и питаемый аккумуляторными батареями, приводит велосипед в движение, когда седоку лень крутить педали или требуется помощь в преодолении крутого подъёма.
Зачем он нужен — как и любое транспортное средство, электровелосипед нужен для доставки человека из точки А в точку Б. Благодаря наличию багажника, совместно с наездником велосипед может доставлять и грузы небольшого размера, которые затруднительно нести на себе или перевозить в общественном транспорте.
Чем он хорош - прежде всего экологичностью. Ни в процессе зарядки, ни в процессе передвижения в атмосферу, которой дышите вы и окружающие вас люди, не выделяется вредных веществ. Электроэнергия поставляется вам с ГЭС или атомных электростанций, которые в свою очередь наносят минимум вреда окружающей среде в отличие от процесса переработки и использования нефтепродуктов.
Второе его достоинство — занимаемое им пространство. Даже самый экологичный автомобиль на гибридном источнике энергии или электромобиль занимает втрое больше места на дороге чем велосипед. Согласитесь, затащить по лестнице электромобиль в офис не получится. Поставить «на попа» при ограниченном месте парковки — тоже.
Третье достоинство — даже если вы умудритесь заехать на электромобиле в поле в поисках романтики и приключений, когда у вас кончится батарея — вам придётся вызывать эвакуатор. С электровелосипедом такого не случится, под ногой всегда есть педали, которые помогут добраться до места независимо от уровня заряда, а в крайнем случае, вы можете воспользоваться электричкой, разместив свой байк в тамбуре или на месте для багажа.

В то же время, по сравнению с обычными велосипедами, электровелосипеды позволяют даже физически слабому человеку насладиться прелестью свободного катания, развить приличную скорость, и доехать до места назначения не напрягаясь, а значит не потея, что особо ценят работники офисов. Счастливы те велолюбители, у которых на работе есть душевая, а как быть тем, у кого нету? Для них и сделан велосипед с электроприводом, который позволяет не затрачивая чрезмерных физических усилий пользоваться всеми преимуществами велотранспорта. То же касается и горок, многие велосипедисты недолюбливают Москву и петербургские мосты за постоянные перепады высот, а на электровелосипеде этого почти не замечаешь — педалирование в гору и по равнине одинаково по нагрузке за счёт грамотной работы контроллера электромотора.

 

Пожалуй, хватит разглагольствований, ведь стоит верить только фактам, не правда ли? При подготовке этого материала мне очень помогла компания ВелоДрайв, предоставив для серьёзного тест-драйва несколько электровелосипедов разной базовой стоимости и класса использования. Первым из велосипедов был бюджетный Eltreco Turo стоимостью около 1000 у.е. и предназначенный для городских поездок и лёгкого пригородного туризма, так называемых ПВД — походов выходного дня. 26” колёса, почти прямая посадка, багажник с расчётной нагрузкой до 25 килограмм и максимальная скорость 30 км\ч с запасом хода ~40 километров.

 

О своём опыте недельного использования Эльтреко Туро в реальных условиях каждодневной эксплуатации я расскажу во второй части этого материала.

 

Часть вторая.
Далеко ли мы уедем, и стоит ли доверять маркетологам?
Сознаюсь сразу, особого доверия к заявленным у Eltreco Turo «30 км\ч максимальная скорость, 40 км запас хода» у меня не было изначально. Да, я скептик. Но на то он и полный тест-драйв, чтобы выяснить все заявленные характеристики велосипеда и узнать о нём чуть больше информации, чем можно почерпнуть в выставочном зале веломагазина.

 

Первым делом я приступил к проверке дальности хода и скорости. Живу я загородом, в холмистой местности, а работа у меня в центре Петербурга, так что 22 километра минимум от дома до офиса позволяют проверить параметры электровелосипеда лучше, чем тестовые 100 метров на тротуаре у магазина. Проверив заряд батареи, я отправился в первую поездку из магазина Велодрайв-Озерки до Петропавловской крепости. Через 9 километров после старта Эльтреко встал как вкопанный при въезде на Кантемировский мост и мне пришлось поработать педалями. Приехав на работу начал ставить на зарядку, и тут внезапно обнаружил на полу предохранитель. Как оказалось, у АКБ Eltreco Turo два предохранителя, и один из них совсем некстати вывинтился по пути от тряски. Спасло то, что он был запрятан под ручкой аккумуляторного блока. Видимо, завинчен он было плохо по причине того, что его колпачок утоплен в корпус АКБ, а при завинчивании его надо обхватывать пальцами сбоку.

 

Батарея зарядилась полностью где-то за 1 час 40 минут, что показалось мне несколько странным (при заявленных пяти часах) но я списал внезапную остановку велосипеда на выпавший предохранитель и с лёгким сердцем отправился домой. Очень повезло, что я поехал мимо железной дороги, с целью поймать красивый закат и сфотографировать Эльтреко Туро на фоне заходящего солнца. Через 9 километров после старта велосипед снова отказался работать мотором и мне пришлось покрутить педали до Пискарёвки, откуда я весь в грустных мыслях направился на электричке домой. Заодно и протестировал удобство переноски 26-килограммового велосипеда по лестницам (пешеходный переход через Ж\Д пути) — на высоту третьего этажа электровелосипед можно поднять не запыхавшись и не особо напрягаясь.
Как оказалось обратная связь у компании Эльтреко действует очень хорошо, и уже на следующий день генеральный директор компании Эльтреко постучался ко мне в друзья в соц.сети и рассказал, в чём предположительно была проблема - АКБ во время хранения забыли вовремя подзарядить, в результате используемые Li-ion аккумуляторы потеряли емкость.

NB! Li-ion аккумуляторы электровелосипеда при неиспользовании в течение длительного времени необходимо подзаряжать каждые 2 месяца. Внимательно читайте инструкцию на АКБ.
Так как восстановление батарей возможно только в сервис-центре, мне из Велодрайва прислали новенькую батарею для дальнейшего испытания, правда емкость батареи отличалось от стандартной и была на 1 ампер-час меньше (9.0 вместо 10.0Ah), но это сказалось только на точности результатов максимального расстояния без подзарядки.
Очередной тестовый заезд показал, что велосипед без проблем проезжает 22 километра за час с учётом светофоров, мостов и горок без подкручивания педалями, то есть в режиме «мопеда» с выкрученной до упора ручкой «газа». От метро «Горьковская» до метро «Проспект Просвещения» я доехал за 30 минут, что минут на 5 больше, чем если бы я ехал в подземке. Неплохой результат для бюджетного электровелосипеда.

Выбрав безветренную погоду и ровный участок дороги длиной около километра я проверил максимальную скорость велосипеда. Велокомпьютер показал 29.9 км\ч без поддержки педалей, 35 км\ч с подкручиванием педалями. Очень достойно, учитывая то, что Эльтреко Туро не «заточенный» для гонок велосипед, а обыкновенный ситибайк.
Резюмируя скоростные характеристики, скажу, что бортовой компьютер иномарки в городе показывает среднюю скорость около 19-20 км\ч (из пункта А в пункт Б с учётом пробок и светофоров). То есть, на электровелосипеде вы сможете добраться до офиса быстрее, чем на персональном автомобиле. А если ещё и учесть сэкономленное на поиске парковки время.
Запас дальности хода Eltreco Turo тоже соответствует заявленному. На полностью заряженной батарее мне удалось съездить на работу и обратно. Общий путь составил около 47 километров, и лишь последние километров 10, предвидя скорую просадку мощности батареи, я «дорабатывал» педалями. Села батарея уже на подъезде к дому. Однако стоит заметить, что это была батарея на 10% меньшей емкости, чем стандартная. Оптимальным вариантом лично для себя я вижу приобретение второго комплекта «АКБ+зарядное устройство» и установка его на постоянное подключение в офисе. Приехал, сменил батарею на свежую, и поехал домой, не дожидаясь пока полностью зарядится разряженная.

Теперь о том, что качается переноски боевого коня. Тестируя Eltreco Turo я несколько раз попадал в ситуацию, когда приходилось тащить велосипед в руках. Подземные и надземные переходы, подъезды без лифтов.
Во-первых, у велосипеда есть ручка «газа», которая позволяет поставив байк в направляющую для колясок, вести его вверх по лестнице не прилагая никаких усилий.
Во-вторых, у рамы Turo хитрый и грамотный баланс, что при весе велосипеда в 26 килограмм позволяет переносить его одной рукой. Тем, кто уже купил себе Эльтреко и мучается с переноской раскрою маленький секрет — разверните велосипед передним колесом назад, возьмите за раму вблизи подседельного штыря правой рукой и приподнимите велосипед. Чувствуете, как удобно он лежит в руке? Словно изящный чемодан, сделанный по спецзаказу. Но всё же следует помнить о том, что наиболее эффективный способ переноски коня предложил в известной сказке работник Балда — зажмите между ног, пришпорьте, и поскакали. Запаса хода у электровелосипеда хватает, чтобы в пределах мегаполиса размером с Санкт-Петербург совершить дневной пробег на работу и обратно, даже если вы и работа находитесь в противоположных частях города. А особо предусмотрительные могут взять с собой в офис зарядное устройство, оно не превышает размерами блок питания компьютерного монитора и подключается к розетке стандартной компьютерной евровилкой.

А что насчёт непогоды? Велосипед тестировался в начале апреля 2013, когда на улице было от -5 до +2 градусов, а грязь на проезжей части, оставшаяся после зимы, пугала даже бывалых джиперов. Ну, от грязи меня защищали полноразмерные крылья, снабжённые дополнительными брызговиками, в результате чего оставив байк в офисе я не переодеваясь спокойно шёл на деловые переговоры.

Что же касается проходимости — то я даже успел проверить Эльтреко на плотном снегу и ледяном месиве в одном из городских парков. Наличие электропривода на велосипеде показало одно интересное преимущество: если на обычном велике надо оттолкнувшись от земли удерживать баланс, пока не начнёшь крутить педали, что на льду не так-то просто, то на Эльтреко туро достаточно поднять ноги от земли и повернуть ручку «газа» - велосипед сам придёт в движение, и уже потом можно ставить ноги на педали и продолжать начатое электромотором. Опять же, в наиболее рискованных ситуациях (а тестирование на льду я проводил на штатных покрышках «сликах» Kenda), можно ловить землю обеими ногами не снижая скорости, тогда как на обычном велосипеде придётся или останавливаться, или балансировать в готовности одной ногой опереться о землю.

И маленькая заметка о сбросе передачи при торможении на светофоре. С этой хитрой особенностью электровелосипеда я столкнулся с некоторым удивлением. Ведь для сброса цепи на большую звезду при снижении скорости — необходимо вращение привода «система-цепь-кассета», а при вращении системы — датчик, установленный на кареточном узле улавливает движение и включает электромотор, прибавляя скорость. Единственный выход, перед каждым сбросом передачи (если вы конечно не едете в гору) отключать электромотор кнопкой. Но это особо поездке не мешает, так как даже с самой высокой передачи при поддержке электромотора легко стартовать, а сбрасывая передачи на лёгкие перед светофором подразумевается, что ездок хочет стартовать «на педалях» без поддержки мотора, и логично, что его надо выключить, просто надо не забывать сделать это до сброса передачи.

Часть третья.
Из чего это сделано?
Этот тест-драйв не был бы полноценным, если бы я ограничился только описанием ездовых качеств электровелосипеда Eltreco Turo. Ведь всем интересно — из каких таких запчастей Эльтреко умудрились собрать электровелосипед столь низкой стоимости, на который, тем не менее, не страшно садиться.

Начнём с главного — рулевое управление и контроль скорости.
Для контроля электродвижка на правой ручке руля стоит аналог «грип-шифта» представляющий из себя ручку газа «как на настоящем мотоцикле». Повернул на себя — поехал. Повернул чуть больше — поехал быстрее. Для того, чтобы выкрутить «полный газ» надо перехватывать руль, из стандартного положения руки на ручке удаётся выкрутить только процентов 70 скорости.
У электровелосипеда Эльтреко Туро есть одна специфическая особенность — по сравнению со стандартными велосипедами рукоятки тормозов у него в «зеркальном» режиме. То есть, задний тормоз слева, а передний справа. Подозреваю, что это неспроста, а для того, чтобы выкрутив газ правой рукой велосипедист не зажал левой передний тормоз, совершив тем самым классический «оверруль». Хотя, конечно, тормозные ручки снабжены «концевиками» - выключателями мотора, которые срабатывают при нажатии на тормоз, но перестраховка не лишняя.

 

Подача электроэнергии на двигатель контролируется красной кнопкой ON\OFF под большим пальцем правой руки. Кнопка достаточно сильно выпирает в выключенном положении, поэтому визуально определить на ходу - выключен или включен мотор — не составляет труда.
Чуть выше на правой ручке руля находится интересный переключатель скоростей Shimano, который позволяет прибавить передачу одним нажатием пальца на кнопку. А для того, чтобы сбросить передачу полегче — надо повернуть рычаг. В основном при езде с поддержкой без проблем используется самая высокая передача, а на затяжных крутых подъёмах удобно сбросить передачи наполовину шкалы. На первую передачу я включал только один раз, когда по обочине забирался на 7% затяжной подъём, который длился 700 метров.
Сам руль у Эльтреко бюджетной марки ZOOM представляет из себя классический велосипедный руль какие вы привыкли видеть на большинстве велосипедов. Но зато он оборудован регулируемым по высоте выносом, который позволяет подстроить высоту руля под себя, не прибегая к модификациям велосипеда.

Следует, однако, заметить, что в данный момент Eltreco Turo выпускается с одним размером рамы, рассчитанной на среднестатистический рост велосипедиста, поэтому я, со своими 190 сантиметрами роста, испытывал некоторый дискомфорт после долгой езды. Скорее всего, мою проблему решили бы дополнительные «рога» на руле велосипеда, которые позволили бы менять положение рук при длительной поездке, но это копеечная модификация, доступная каждому велолюбителю, так что не будем принимать эту проблему в расчёт.

На геометрию и посадку в той же степени, что и руль, влияет седло и подседельный штырь. Кстати, для того, чтобы вынуть аккумуляторную батарею из Eltreco Turo вам придётся отщёлкнуть седло, крепящееся на специальном крюке. Вот тут-то производители и просчитались, поставив дешёвый эксцентриковый зажим, который слабо держит подседельный штырь, и в тоже время своей длинной ручкой блокирует путь вынимаемому аккумулятору. Так что получается, все эти навороты с седлом — бесполезны, всё одно — подседельный штырь приходится освобождать от крепежа при съёмке АКБ. Проблема опять же не требует глобальной переделки в веломастерской и решается покупкой другого эксцентрика в ближайшем веломагазине.

За переднюю амортизацию отвечает вилка ZOOM на обычных пружинах. Ямы и кочки она на скорости отрабатывает неплохо, торможение дисковым тормозом переднего колеса — тоже, а вот при заезде на поребрик её удаётся «пробить» до конца, если конечно вовремя не выдернуть вверх переднее колесо. Но опять же напомню, что Эльтреко Туро не топовый даунхильный велосипед, а обычный городской электробайк, так что поведение вилки вполне себе ожидаемо, и если ездить по дорогам, а не залезать на тротуары (нарушая тем самым ПДД), то проблем не предвидится.
За заднюю амортизацию отвечает седло-диван. Широкое седло, удобное для вертикальной городской посадки. Хоть не очень пластичные демпферы и вызвали у меня сомнение в их работоспособности, за время тестов дискомфорт пятой точки я не ощущал, несмотря на не очень качественный асфальт на наших дорогах.

Колёса марки Samson с высоким профилем двухстенного обода неплохо себя ведут. За всё время тестирования, отнюдь не бережливого, ни одного намёка на «восьмёрку» или «яйцо» не появилось. А мой вес в 100 килограмм почти дотягивает до максимального, на который рассчитан производителями этот электровелосипед - 110 кг.

В приводе используется система с одной большой звездой и кассета Шимано на 7 звёзд, соединяет всё это цепь KMC, достаточно неплохо показывающая себя в среде велолюбителей уже многие годы. В районе каретки у системы расположен датчик вращения педалей, который соединён с контроллером прячущимся в кареточном узле под АКБ.

Заднее колесо, оборудовано втулкой-электромотором на 250watt и роллерным тормозом. Кстати о колёсах, переднее на втулке JoyTech крепится осью с эксцентриковым зажимом, а вот если захочется снять заднее — придётся попотеть и воспользоваться гаечным ключом — нагрузки тут немаленькие, и ось соответственно на гайках. Но вряд ли понадобится часто снимать колесо, так как шоссейный слик Kenda, установленный изначально на Эльтреко Туро обладает неплохими антипрокольными характеристиками.

Ещё одна ложка дёгтя к стремлению производителя угнаться за эксклюзивностью — складные педали. При общем размере велосипеда, который вряд ли кто-то попробует паковать в багажник Оки, складные педали позволяющие выиграть сантиметра по 4 с каждой стороны — выглядят неуместным позёрством. Гораздо проще при упаковке велосипеда скрутить одну педаль или обе, тем более, что у нас с собой ключ для снятия гаек с заднего колеса, чем получать минус к качеству и плюс к цене установкой складных педалей. У меня после ~250 километров пробега в одной педали начал похрустывать подшипник.

 

Теперь о главном. «Мускулы» Eltreco Turo в заднем колесе питаются от аккумуляторной батареи, установленной за подседельной трубой. Всем этим руководит «сердце», спрятанное в кареточном узле, куда заведены все управляющие провода (в достаточно плотной и крепкой оболочке между прочим). АКБ Эльтреко представляет из себя удобный блок с рукояткой для переноски, имеющий индикаторную шкалу из трёх светодиодов и кнопки, показывающую оставшийся заряд. Вес блока — 3 килограмма, то есть, даже хрупкая девушка сможет его вынуть и отнести к розетке.

 

Что же внутри аккумуляторной батареи Эльтреко? Электрики, часто сталкивающиеся с изделиями из Китая, поймут мой интерес. Итак, вооружимся отвёрткой и надругаемся над изделием — у нас же полный тест, а не рекламный обзор ;)

На самом АКБ внизу находится клеммный разъём для подключения к велосипеду, за счёт направляющей, на которую ставится блок при подключении — клеммы соединяются с точностью до миллиметра, и нет опасения что-либо повредить или перепутать полярность.

В верхней части АКБ помимо индикатора есть два предохранителя под ввинчивающимися колпачками, замок зажигания в герметичной окантовке, и разъём для подзарядки за герметичной крышкой.

Первое что бросается в глаза — крепление батарей внутри корпуса. 35 банок с управляющей микросхемой обёрнуты текстолитом и скреплены скотчем. К сожалению, российские дороги и монтаж тяжеловесного оборудования на пару «соплей» из технического клея — несовместимы. Да, чуть не забыл, разборке и надругательству подвергается старая АКБ, которая уже порядком поездила на всяких тест-драйвах и её растрясло, с новой батареей за время теста описываемых ниже проблем замечено не было. В общем, растрясло батарею, а ввиду наличия ~6 сантиметров пустого пространства — на кочках банки начали ездить внутри корпуса. Я бы настоятельно порекомендовал фирме Eltreco ставить во все подобные аккумуляторные блоки — прослойку из пенопласта, во избежание свободного хода элементов при отклеивании их от корпуса.

 

Остальное в сборке несказанно порадовало. Не ожидал от китайцев такого качества. Микросхемы контроля АКБ пропаяны машинной пайкой, нет обычных «соплей» из олова, смонтировано всё винтами с шайбочками, клеммные соединения между плат тоже пропаяны. Блок контроля проложен куском текстолита во избежание контакта с батарейными банками.

 

 

В общем, тут «оценочка» на пятёрку, минус только за непродуманность крепления в корпусе.

 

 

Краткое резюме по велосипеду Eltreco Turo.
Плюсы:

Ездить можно! Заявленным маркетологами характеристикам соответствует.
Цена адекватна! Магазинный прайс не сильно отличается от стоимости комплекта велосипед+электропривод+акб покупаемого энтузиастами «самосбора».
Ситибайк! Для перемещения по городу — очень хорош.
Народный велосипед! Целевая аудитория — студенты, офисные работники, служащие.
Минусы:

Придётся доработать! В базовой комплектации продвинутому покупателю, возможно, захочется сделать изменения для личного комфорта.
Тяжеловат! В природе существуют электровелосипеды на пару килограммов легче (но и дороже).