« Назад
Электрический велосипед 07.06.2011 07:06
Электр́ический велосип́ед (Электровелосипед, велогибрид, электробайк, пауэрбайк, e-bike, pedelec (англ.)) представляет собой велосипед с электрическим приводом, который частично или полностью обеспечивает его движение. В общем случае электровелосипед отличает от обычного велосипеда наличие трёх дополнительных компонентов : электродвигателя, аккумуляторной батареи и контроллера. В отличие от электроскутера или же мотоцикла, электровелосипед может приводиться в движение педалями, а его эксплуатация и обслуживание немногим сложней обращения с обычным велосипедом. Несмотря на наличие электропривода, электровелосипед используется примерно так же, как и обычный велосипед, и в большинстве стран не требует для вождения наличия прав или номерного знака. Электровелосипед хорошо подходит как средство передвижения для широкого круга любителей с самым разным уровнем подготовки, поскольку легко позволяет дозировать физическую нагрузку.
История
Идея оснащения велосипеда двигателем возникла немногим позже появления самого велосипеда. В 1888 году Джон Данлоп изобрёл пневматические шины, что значительно повысило комфорт и безопасность езды, сделав велосипед одним из самых популярных средств передвижения. Дальнейшее развитие идеи связано с прогрессом в области электротехники. С 1890 сразу несколькими патентами была защищена конструкция электрического привода, устанавливаемого на велосипеде. Так, патент США (1895) описывает устройство велосипеда оснащенного электродвигателем постоянного тока. В 1899 году Джон Шнепф разработал модель привода заднего колеса. Продолжительное время производство электровелосипедов не привлекало крупных производителей, но в 1990-х годах с развитием бытовой электроники и появлением компактных аккумуляторов, интерес к ним возродился. В 1992 году компания Zike начала массовый выпуск электровелосипедов. C этого момента их выпуск постоянно увеличивается. На рынке США наивысший рост продаж пришёлся на 2002-2003 годы; общий объём продолжает расти. В Китае первые промышленные образцы электровелосипедов местного производства появились в 1998 году и в 2007 году их ежегодный выпуск достиг 17 млн штук, а к 2010 году, согласно оценкам, вырастет до 22 млн. Китай крупнейший в мире и производитель и потребитель электровелосипедов. Мировое производство в 2007 году оценивалось в 18 млн штук и к 2010 году ожидался прирост до 30 млн штук в год.
Достоинства и недостатки
Принципиальные преимущества
Велосипед с электромотором позволяет преодолевать крутые подъёмы и значительные расстояния физически неподготовленным людям Если батарея разрядится, то можно использовать педальный привод Заряд аккумуляторов осуществляется от бытовой электросети При сопоставимой скорости в городских условиях, энергетические и экономические затраты на перемещение одного человека оказываются на порядок и более ниже, чем у любого другого вида транспорта, включая общественный В сравнении с легковыми автомобилями эксплуатация, парковка и хранение электрических велосипедов требуют в десятки раз меньше расходов и пространства. Уменьшение загрязнения атмосферы в случае массового отказа от автомобилей с ДВС в пользу электровелосипедов.
Несовершенства существующих конструкций
Педалирование и управление затруднено большой массой (от 20 до 50 кг и более) и соответствующей инерцией электрических велосипедов Недостаточный для многих пользователей запас хода только на электроприводе (редко больше 25-50 км) Длительное время зарядки батарей (как правило не меньше 2-6 часов) и короткий срок их службы (не более 1-3 лет при средней нагрузке и умеренной цене аккумуляторов) Высокая стоимость готового изделия и его эксплуатации по сравнению с обычным велосипедом (от 2-х до 10 раз) При современных технологиях массовое использование вместо автомобилей с ДВС электровелосипедов не приведёт к значительному уменьшению общего загрязнения окружающей среды вследствие роста объёма отходов производства и утилизации их электрических и электронных компонентов
Разновидности
В общем случае электровелосипеды можно разделить на: Собранные в заводских условиях. Для заводских электровелосипедов характерны специальные рамы разработанные для крепления батарей (существуют даже модели, в которых батареи спрятаны внутри трубчатой конструкции рамы), а также специальные конструкции колёс и в целом специфический дизайн. Например, А2В. Любительские (самостоятельно собранные) электровелосипеды — в своей основе обычные городские велосипеды с установленными на них компонентами, доступными на рынке. В настоящее время в продаже есть самые разнообразные готовые комплекты (двигатель, контроллер, батареи, зарядное устройство), которые позволяют практически любому человеку с небольшой технической подготовкой собрать такое средство передвижения. На конференции по изменению климата в Копенгагене в 2009 году представителями Массачусетского технологического института было представлено «Копенгагенское колесо», которое представляет собой велосипедное колесо с интегрированным в него электродвигателем, аккумулятором и контроллером, что позволяет переделать обычный велосипед в электро- просто заменой заднего колеса. Такое колесо автоматически помогает при педалировании, а для торможения использует электродвигатель, запасая энергию в аккумуляторе. Для управления колесом используется телефон, подключающийся к колесу по BlueTooth. Так же в колесо встроены датчики, собирающие информацию об экологической обстановке, GPS, GPRS.
Компоненты
Специфика и характеристики электрических компонентов во многом объединяют электровелосипед и электромобиль
Электродвигатель
На сегодняшний момент, существует три разновидности электропривода, применяемые в электровелосипедах: Мотор-колесо. Самый распространенный вариант велосипедного электропривода на основе бесколлекторного электродвигателя постоянного тока. Двигатель вмонтирован в колесо вместо ступицы. Устанавливается как на переднее, так и на заднее колесо. Использование мотор-колеса позволяет с минимальными затратами переоборудовать практически любой распространённый городской велосипед под электропривод, причём его дизайн почти не нарушается. Мотор-колесом может быть любое из колес или оба одновременно. Часто мотор-колесо продаётся в уже собранном (заспицованном) виде. Диапазон мощности у серийно выпускаемых мотор-колёс, приводящих в движение электровелосипеды, как правило колеблется в пределах от 200 до 1000 ватт. Преимущества использования мотор-колеса: 1) гармонично вписывается в дизайн любого велосипеда 2) бесшумная работа электродвигателя 3) переделка обычного велосипеда с помощью мотор-колеса требует минимальных усилий К недостаткам можно отнести: 1) существенное утяжеление колеса велосипеда 2) при превышении определенной скорости мотор-колесо начинает работать как генератор, вызывая торможение велосипеда Электропривод с цепной или ременной передачей крутящего момента. Этот вариант электропривода является более эффективным чем мотор-колесо. При меньшем весе и мощности, электровелосипеды с цепной передачей достигают больших скоростей. Часто для переделки велосипедов используются двигатели, применяемые в какой-либо бытовой или автотехнике. Встречаются упоминания о электродвигателях из стиральных машин, стеклоочистителей автомобиля и даже электродрели. Диапазон мощности, как правило колеблется в пределах от 200 до 1500 Вт, а набор из двух моторов по 1,5кВт разгоняет электровелосипед до 100 км/ч. Из преимуществ цепного электропривода можно выделить: 1) меньший вес двигателя и аккумуляторов, рассчитанных на меньшее напряжение 2) более высокая максимальная скорость 3) возможность использовать систему переключения передач велосипеда, что повышает КПД К недостаткам можно отнести: 1) более сложная установка комплекта и необходимость использования специального инструмента 2) шумы, издаваемые электродвигателем и цепью Фрикционный электропривод. Менее распространённая, малоэффективная схема, при которой электродвигатель крепится над колесом (как правило задним) и передает крутящий момент с вала двигателя непосредственно на покрышку велосипеда. Единственный плюс: 1) достаточно простая установка привода, так как нет необходимости разбирать велосипед Недостатки: 1) чрезвычайно низкий КПД. 2) быстрый износ покрышки и необходимость поддерживать определенное давление внутри колеса, 3) проскальзывание ролика в мокрую погоду.
Батареи
Батареи обычно крепятся на багажнике в специальном контейнере, на велосипедной раме или в специальных отсеках внутри рамы, если это предусмотрено конструкцией. Наиболее распространены следующие типы батарей Свинцово-кислотные Никель-металл-гидридные Li-ion LiPo LiFePO4 Наиболее перспективным считается использование литиевых батарей ввиду их лучших характеристик (хотя и сравнительно более высокой цены) и постоянного увеличения их производства. В 2007-2008 годах на рынке появляется новая разновидность литий-ионных аккумуляторов — литий-железо-фосфатные (LiFePO4). Их появление решило две проблемы традиционных литий-ионных аккумуляторов: риск воспламенения и взрыва при перегреве во время заряда или разряда большими токами, а также относительно небольшое количество циклов заряда-разряда (обычно заявляются 500 и 2000 циклов соответственно). Типичные характеристики LiFePO4 батарей 2009 года выпуска: напряжение 39,6 В, ёмкость 10 А*ч, масса 3,5 кг, что при типичном расходе энергии 15 ватт-час на километр даёт запас хода электровелосипеда около 25 км. Еще более внушительными характеристиками (энергоемкость и разрядный\зарядный токи) обладают LiPo аккумуляторы. В частности, для блока в 3,5 кг, указанного выше из LiFePo4 (40 В, 10 А*ч – 400 Вт*ч), при том же весе LiPo будут иметь большую энергоёмкость (45 В, 10 А*ч – 450 Вт*ч), и выдерживать длительные разрядные токи в 4С (40 А при 10 А*ч) и зарядные в 3С (30 А при 10 А*ч). Это позволяет собирать относительно легкие батареи для мощных комплектов (свыше 2 кВт), и заряжать их за считанные минуты – 15 минут с использованием 1,5 кВт зарядки (48 В, 30 А) для приведенных выше 45 В, 10 А*ч. Но у LiPo есть недостаток: они могут воспламениться при сильном перезаряде или механическом повреждении.
Контроллер
Контроллер (велокомпьютер) — это электронное устройство, управляющее работой электровелосипеда. Обычно контроллеры делаются в виде платы, расположенной в алюминиевом корпусе, выполняющем функции радиатора для отвода тепла и предохраняющем устройство от окружающей среды. Из корпуса выводятся кабели с контактными разъёмами для различных устройств электровелосипеда. Основные функции контроллера: подавать ток от аккумулятора на электродвигатель в соответствии с установками пользователя; выдавать на индикатор остаток заряда батареи; фиксировать нажатия педалей и скорость движения велосипеда для экономии энергии; поддерживать постоянную скорость движения (круиз-контроль); заряжать аккумулятор при торможении. Контроллеры делятся по следующим параметрам: напряжение питания (24/36/48/64/72/80 и более вольт); рекуперация энергии от мотора (есть/нет); количество датчиков Холла; наличие датчиков от педалей (есть/нет); тип электромотора (щёточный/бесщёточный); тип регулятора мощности (аналоговый/дискретный); возможность подключения к другим контроллерам (есть/нет); круиз-контроль (есть/нет); различные индикаторы, фары и переключатели. Рекуперация энергии может осуществляться при торможении и/или на холостом ходу, в зависимости от возможностей контроллера и мотора.
Производители и рынок
На данный момент основные производители размещают свои производства в юго-восточной Азии. Лидирующим брэндом в России и СНГ является компания ECOBIKE (www.eco-bicycle.ru) и ELTRECO (www.eltreco.ru)!
|